Вопросы и ответы Росстандарта

Имеются ли ограничения, связанные с доступом к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по географической принадлежности и будет ли затруднена работа систем в связи с прекращением поддержки иностранного программного обеспечения?

Доступ к информационным системам Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ограничен для государств, входящих в список <недружественных> стран согласно рекомендациям, полученным от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной службы безопасности.
Проблем с функционированием систем не прогнозируется в связи с тем, что при их разработке использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом, а также программное обеспечение, входящее в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Почему на оконном рынке на данный момент сосуществуют два стандарта- ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99?

С 1 ноября 2021 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. № 398-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия». Новый стандарт направлен на практическую безопасность эксплуатации и обслуживания светопрозрачных конструкций пользователями.

В то же время, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В справочной информации к Единому перечню продукции, подлежащей декларации соответствия указано, что до 1 марта 2023 г. для целей обязательного подтверждения соответствия допускается применение ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» для целей обязательного подтверждения соответствия применяется с 1 марта 2023 г.

В целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций и приведения в соответствие области аккредитации испытательных лабораторий, имеющих в области аккредитации блоки оконные, приказом Росстандарта от 17 декабря 2021 г. № 1813-ст срок действия ГОСТ 23166-99 продлен до 1 января 2024 г.

Таким образом, переходный период дает возможность изготовителям оконных конструкций подготовить производства, а также переквалифицировать лаборатории под новые требования. В течение пролонгации заинтересованные стороны имеют право ссылаться на один из стандартов, т.к. в переходный период ГОСТ 23166-2021 и ГОСТ 23166-99 легитимны.

Как предприятиям-изготовителям учитывать требования пункта 12.1 ГОСТ Р 58451-2019, в связи с введенными ограничениями на поставку запасных частей из недружественных стран, а также с учетом отсутствия возможности подтверждения безопасности эквивалентных запасных частей?

ГОСТ Р 58451–2019 «Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения» утвержден приказом Росстандарта от 17 июля 2019 г. № 392-ст с датой введения в действие 1 декабря 2019 г. и на данный момент имеет статус «Действует».

Стандарт устанавливает основные положения для проведения технического обслуживания медицинских изделий.

Приказом Росстандарта от 22 марта 2022 г. №146-ст «О приостановлении действия пункта национального стандарта Российской Федерации» с 25 марта 2022 г. приостановлено действие пункта 12.1 ГОСТ Р 58451–2019.

Одновременно информируем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Отношения поставщика и потребителя в части применения того или иного стандарта должны быть установлены в договоре.
Для обеспечения качества продукции в соответствии с Федеральным законом документы по стандартизации применяются при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как Росстандарт может способствовать российским предприятиям успешно замещать зарубежных производителей в условиях санкционного давления?

Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.

Какими национальными стандартами зарубежных государств на данный момент могут пользоваться отечественные производители?

Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.

Введены ли в отношении Российской Федерации какие-либо ограничения в работах по международной стандартизации?

Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.

Как можно оперативно разработать национальный стандарт с тем, чтобы в условиях санкций в максимально сжатые сроки освоить производство и вывести на рынок новую продукцию?

По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.

Каким образом будут производиться контрольно-надзорные мероприятия Росстандарта в ближайшее время?

Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.

Проводятся или запланированы работы по упрощению процесса сертификации СИ, как единичного экземпляра? В частности, есть потребность упрощения процедуры замены средств измерений в рамках импортозамещения на СИКН, СИКГ или оформление временного регламента для внесения изменений в описание типа системы.

В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае
их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ
по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.

Существуют ли планы поддержки российских производителей средств измерений в части упрощения процедуры утверждения типа?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений, а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.

Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.

Действительно ли отечественная промышленность существенно зависит от зарубежного измерительного оборудования? Как организованы работы по импортозамещению?

На сегодняшний день в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее – Фонд) зарегистрировано 101 тысяча типов средств измерений. Почти 60% средств измерений, зарегистрированных в Фонде, российского производства. Это существенная доля, по сравнению с 30%, которые были несколько лет назад. Тем не менее, поскольку доля зарубежного измерительного оборудования всё еще сохраняется, Росстандартом с 2019 года проводятся работы по составлению перечня измерительного оборудования российского производства, являющегося аналогом зарубежного измерительного оборудования. Данные этого перечня могут быть представлены в свободном доступе по запросу предприятий.

Насколько отечественная система обеспечения единства измерений импортонезависима в части стандартных образцов?

На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.

Насколько отечественная система обеспечения единства измерений импортонезависима в части государственных первичных эталонов?

На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений к первичным эталонам.

Как Росстандарт может способствовать российским предприятиям успешно замещать зарубежных производителей в условиях санкционного давления?

Представителям бизнеса необходимо оперативно информировать ведомство для решения проблем в рамках работы по импортозамещению. Основополагающий документ ГОСТ Р 1.2 - 2020 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены» предусматривает возможность на определенный период приостановить действие того или иного стандарта (или его отдельного пункта) для внесения локальных изменений в соответствующие национальные стандарты в сжатые сроки.

Какими национальными стандартами зарубежных государств на данный момент могут пользоваться отечественные производители?

Российской системой стандартизации предусмотрена возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов и прямого применения зарубежных и международных стандартов. Российские предприятия имеют возможность пользоваться национальными стандартами тех зарубежных государств, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Например, с Китаем заключено официальное соглашение, позволяющее регистрировать государственные стандарты КНР(GB) в федеральном информационном фонде, в том числе в целях прямого применения на территории Российской Федерации. Существует и практика применения стандартов ГОСТ на территории КНР. В то же время, несмотря на наличие соглашений с европейскими государствами (Германия, Франция, Великобритания), их действие в одностороннем порядке было приостановлено со стороны зарубежных партнёров.

Введены ли в отношении Российской Федерации какие-либо ограничения в работах по международной стандартизации?

Международная стандартизация независима от политики, и Российская Федерация в настоящее время остается полноправным членом этих организаций, обладает полным доступом ко всем стандартам, российские эксперты имеют возможность в онлайн-формате подключаться к базам ИСО и МЭК и принимать участие в разработке международных стандартов. Единственные существенные ограничения связаны с проведением заседаний рабочих групп технических комитетов (ТК) на территории Российской Федерации. Временно замораживается деятельность ТК, секретариаты или председательство которых закреплены за Российской Федерацией. При этом юридически права председательства и секретариата в соответствующих ТК ИСО и МЭК сохраняются.

Как можно оперативно разработать национальный стандарт с тем, чтобы в условиях санкций в максимально сжатые сроки освоить производство и вывести на рынок новую продукцию?

По итогам 2021 г. средний срок разработки стандарта в нашей стране составляет 8,8 месяца. Однако при оперативном прохождении всех установленных процедур, весь процесс разработки стандарта может занять всего 3,5-4 месяца, то есть за это время по тем областям и темам, которые связаны с необходимостью развития в Российской Федерации новых производств, реально принять соответствующие ГОСТы. Помимо этого, существует возможность регистрации в федеральном информационном фонде стандартов организаций (СТО) и технических условий (ТУ), что позволяет использовать эти документы для целей закупок и постановки продукции на производство, не принимая соответствующих национальных стандартов.

Каким образом будут производиться контрольно-надзорные мероприятия Росстандарта в ближайшее время?

Плановых контрольных (надзорных) мероприятий по тем видам продукции, контроль (надзор) за которыми остался за Росстандартом, а также в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора), в настоящее время проводиться не будет. Контрольные (надзорные) мероприятия будут только внеплановые, там, где это связано с исполнением поручений Правительства Российской Федерации, требований органов прокуратуры, вызванных возникновением угрозы безопасности.

Проводятся или запланированы работы по упрощению процесса сертификации СИ, как единичного экземпляра? В частности, есть потребность упрощения процедуры замены средств измерений в рамках импортозамещения на СИКН, СИКГ или оформление временного регламента для внесения изменений в описание типа системы.

В настоящий момент прорабатывается вопрос допуска к эксплуатации измерительных систем единичного производства, в состав которых входят серийно выпускаемые средства измерений утвержденного типа, в случае их замены при выходе из строя на аналогичные СИ, соответствующее по метрологических характеристикам, с последующей организацией работ по внесению изменений в сведения об утвержденном типе в части замены СИ по процедуре, предусмотренной приказом Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905, в срок до очередной поверки измерительной системы.

Существуют ли планы поддержки российских производителей средств измерений в части упрощения процедуры утверждения типа?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» Минпромторгом России совместно с Росстандартом оперативно разрабатываются приказы об особенностях применения в 2022 году приказов Минпромторга России от 28 августа 2020 г. № 2905 и Росстандарта
от 12 ноября 2018 г. № 2346 в части упрощения процедур, связанных
с утверждением типов стандартных образцов или типов средств измерений,
а также с продлением срока действия утвержденного типа стандартных образцов или типа средств измерений. Упрощение упомянутых процедур распространяется только на стандартные образцы и средства измерений, произведенные резидентами Российской Федерации.

Принятие и вступление в силу указанных приказов состоится в апреле 2022 года.

Действительно ли отечественная промышленность существенно зависит от зарубежного измерительного оборудования? Как организованы работы по импортозамещению?

На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.

Насколько отечественная система обеспечения единства измерений импортонезависима в части стандартных образцов?

На сегодняшний день 96% всех утверждённых типов стандартных образцов это российские разработки и российское производство. По данному направлению достигнут достаточно высокий уровень импортонезависимости. При этом в общем объеме применяемых стандартных образцов доля импортных составляет не более 20%, что открывает серьезные перспективы для развития российской промышленности в данном направлении.

Насколько отечественная система обеспечения единства измерений импортонезависима в части государственных первичных эталонов?

На сегодняшний день в Российской Федерации 160 Государственных первичных эталонов, каждый из которых российского производства. В этой сфере Российская Федерация является независимой от эталонов иностранных государств в части воспроизведения и хранения единиц величин, что позволяет самостоятельно обеспечивать единство и точность измерений по всем направлениям, а также обеспечивать прослеживаемость средств измерений
к первичным эталонам.

В чем причина задержки утверждения одобрений типа транспортного средства (шасси)?

В соответствии с положениями защитительной оговорки (раздел VII) технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" приостановлено подписание ОТТС и ОТШ на колесную технику, импортируемую из стран, вошедших в Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р.

Какие нормативно правовые акты действуют в сфере технического регулирования Евразийского экономического союза и Российской Федерации?

Договор о Евразийском экономическом союзе (2014 г., г. Москва)
https://docs.eaeunion.org/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978-42f3- 9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294aec3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610

Решение Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»  https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0056191/cuc_29102012_526) 

актуальные редакции технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) с перечнями документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение их требований и перечнями продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям применительно к каждому техническому регламенту  http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Pages/TRVsily.aspx

Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. №621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16июля 2012 г. №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза иЕдиного таможенного тарифа Евразийского экономического союза»  https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0055258/cncd_23072012_54

Решение Евразийской Экономической комиссии от 25декабря 2012г.  № 293 «О единых формах сертификата соответствияидекларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления»  https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0055976/clcd_27122012_293
 
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»  http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102079587&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=184-%F4%E7++&firstDoc=1
 
постановление Правительства Российской Федерацииот 1декабря 2009г. № 982 «Об утвержденииединого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, иединого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»   http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102134347&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=982+%EE%F2+01.12.2009++&firstDoc=1
 
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 г.  № 1265 «Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»  (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=602355660&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=%EE%F2+24.07.2021+%E2%84%96+1265+++&first Doc=1
 
постановление Правительства Российской Федерации т 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей
декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации  http://pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&link_id=14&nd=602737786&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=2425++
 
постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности»  http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=602242700 &bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=19.06.2021+%E2%84%96+934++&fir stDoc=1)
 
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными» 
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&link_id=0&nd=602252969&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsearch=%EE%F2+19.06.2021+%E2%84%96+936++&firstDo c=1
 
постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной
деятельности в Российской Федерации в 2022 году» 
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140039
 
приказ Министерства промышленности и торговле Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 1934 «Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся
в них» (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2021 г., регистрационный №63924)  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106180054)

Предоставление информации о процедуре разработки (внесении изменения) и регистрации СТО и ТУ

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) стандарты организаций (далее – СТО) разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 Федерального закона. СТО и технические условия (далее – ТУ) разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации. ТУ разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 Федерального закона.

При этом требование об обязательной регистрации ТУ Федеральным законом не установлено.

С 1 июля 2019 г. в Российской Федерации вступил в силу национальный стандарт ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению».

ГОСТ Р 1.3-2018 устанавливает общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению ТУ на продукцию, выпускаемую отечественными изготовителями, которые являются документом по стандартизации в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 при разработке ТУ на изделия машиностроения и приборостроения применяются ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» и другие стандарты Единой системы конструкторской документации, при разработке ТУ на пищевую продукцию применяется ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», при разработке ТУ на продукцию черной металлургии – ГОСТ Р 58093-2018 «Технические условия на продукцию черной металлургии. Общие правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

Предоставление информации о процедуре внесения изменений в СП

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 1 июля 2016 г. № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

Росстандарт наделен полномочиями по регистрации сводов правил, при этом разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются разработчиком в установленной сфере деятельности.

Предоставление информации о процедуре внесения изменения в стандарт

Работы по стандартизации регулируются Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также основополагающими стандартами.

Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.2-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены», вступающим в силу с 1 сентября 2020 г.

При необходимости обновления национального стандарта заинтересованные лица направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат технического комитета, за которым закреплен данный стандарт.

С информацией о профильных технических комитетах по стандартизации можно ознакомиться на официальном сайте Росстандарта по ссылке:

https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom.

Предоставление информации о приобретении стандартов

В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» безвозмездное предоставление документов и копий документов по стандартизации, осуществляется по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой установлен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 805.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», является подведомственной организацией Росстандарта, и в соответствии с Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. № 846 уполномочен осуществлять распространение документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, международных стандартов, региональных стандартов и иных документов по стандартизации, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, в том числе путем предоставления права распространения таких документов другим организациям на договорной основе. Сведения об организациях, имеющих право распространения документов по стандартизации, в том числе актуализированных сведений, размещаются Росстандартом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке: http://standard.gost.ru/wps/portal/ordercertificate.

С целью приобретения интересующего Вас документа по стандартизации рекомендуем обратиться во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» как к оператору федерального информационного фонда стандартов по адресу: 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2, адрес электронной почты info@gostinfo.ru.

Проверить сертификат на подлинность

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Росстандарт не наделен полномочиями по осуществлению работ по подтверждению соответствия, включая выдачу сертификатов соответствия.

Одновременно сообщаем, что в рамках сбора сведений об использовании бланков строгой отчетности на продукцию в Системе сертификации ГОСТ Р (обязательная сертификация) подведомственным Ростандарту ФБУ «КВФ «Интерстандарт» до 1 января 2015 г. велся информационный ресурс «Сертификаты ГОСТ Р», содержащий данные по обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.

В свою очередь, информация о выданных сертификатах соответствия по добровольной сертификации не подлежала и не подлежит передаче на сервер Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Реестры добровольных сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, ведутся органами по сертификации,
их выдавшими.

Наряду с вышеизложенным сообщаем, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», на Росстандарт возложены полномочия по ведению Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее – Единый реестр).

Государственная услуга по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации предоставляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации».

При этом обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании Росстандарт не обладает полномочиями по осуществлению контроля за системами добровольной сертификации, зарегистрированными в Едином реестре, вследствие чего ведение реестров сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках каждой конкретной системы, формирование структуры и состава их участников, определение порядка проведения работ в рамках этих систем не входят в сферу компетенций Росстандарта, а относятся к компетенции организаций – держателей этих Систем. Указанные параметры регламентируются утвержденными держателем каждой конкретной системы добровольной сертификации Правилами функционирования.

Ознакомиться с перечнем зарегистрированных в Едином реестре систем добровольной сертификации, функционирующих в интересующей области, а также с контактными данными организаций-держателей систем добровольной сертификации для уточнения информации о сертификации и выданных в рамках этих систем сертификатах соответствия Вы можете в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на официальном сайте Росстандарта по следующей ссылке:

https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.

Также сообщаем, что предоставить информацию о сертификатах соответствия, выдаваемых в рамках зарегистрированных в едином реестре систем добровольной сертификации, могут органы по сертификации, выдавшие эти сертификаты соответствия.

Дополнительно информируем, что согласно федеральному законодательству о техническом регулировании добровольное подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется по инициативе заявителя на основании договора между заявителем и органом по сертификации, определенным статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствующей области для выполнения работ по сертификации, при возможном привлечении к процессу сертификации аккредитованной испытательной лаборатории (центра); при этом согласно статье 31 указанного федерального закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) осуществляет функции по формированию национальной системы аккредитации, а также ведение реестра аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц и федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц.

Подробная информация об аккредитованных в лицах, в том числе органах по сертификации и испытательных лабораториях, размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru) в разделе «Реестры».

Что касается сведений о документах обязательного подтверждения соответствия – сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, – информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (вместе с «Положением о Федеральной службе по аккредитации») Федеральная служба по аккредитации является федеральным органом исполнительной власти, помимо прочего осуществляющим функции по формированию и ведению единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия.

Ознакомиться с реестром документов обязательного подтверждения соответствия для уточнения необходимой информации заинтересованные лица могут на официальном сайте Росаккредитации (http://fsa.gov.ru/) в разделе «Реестры».

Предоставление информации о статусе стандарта

Статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлен принцип доступности информации о документах по стандартизации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством ведения Федерального информационного фонда стандартов (далее – Фонд), создания и эксплуатации федеральных информационных систем, необходимых для его функционирования, официального опубликования, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов.

В соответствии со статьей 29 федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в целях формирования и ведения Фонда организует предоставление по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц информации о документах, содержащихся в данном фонде.

В соответствии с Положением о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. № 589, (далее – Положение) организационно-техническое обеспечение формирования, ведения Фонда и пользования им осуществляет оператор Фонда, определяемый Росстандартом из числа подведомственных ему организаций.

Приказом Росстандарта от 1 июля 2016 г. № 846 оператором Фонда определен ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».

В соответствии Положением запрос о предоставлении информации о документах, содержащихся в Фонде направляется оператору Фонда в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (https://www.rst.gov.ru/portal/gost//home/services/listofpaidservices).

Срок предоставления информации о документах, содержащихся в Фонде не должен превышать 15 рабочих дней со дня поступления запроса оператору Фонда.

Кроме того, информация о статусе действия стандартов размещена в каталогах межгосударственных и национальных стандартов на официальном сайте Росстандарта в разделе «Стандарты и регламенты».

Предоставление информации о процедуре регистрации системы добровольной сертификации

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Росстандарт осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее – Единый реестр) согласно пункту 5.4.17.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.

Государственная услуга по ведению Единого реестра, включающая в себя в том числе регистрацию системы добровольной сертификации (далее – Регистрация), предоставляется Росстандартом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, утвержденным приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 октября 2012 г. № 1440 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 марта 2013 г., рег. № 27594) (далее – Административный регламент).

Пунктом 28 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части Регистрации, который включает в себя следующие документы:

заявление (на имя заместителя Руководителя Росстандарта А.П.Шалаева), в котором указываются для юридических лиц – полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, на русском языке и адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом; для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество на русском языке, место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке), а также сведения об оплате регистрации системы добровольной сертификации – наименование кредитной организации (наименование и номер ее филиала и дополнительного офиса), дата исполнения платежа, номер платежного поручения (копия платежного поручения прилагается);

разработанные и утвержденные держателем Правила функционирования системы добровольной сертификации (один оригинал и одна копия при предоставлении документов на бумажном носителе);

разработанный и утвержденный держателем документ, утверждающий изображение знака соответствия системы добровольной сертификации и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (один оригинал и одна копия при предоставлении документов на бумажном носителе).

Подать документы в Росстандарт для рассмотрения в целях дальнейшей регистрации заявители могут в электронном виде (в формате pdf) посредством официального интернет-сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также посредством почтового отправления по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, дом 7, строение 1, подъезд 5, либо путем представления комплекта документов непосредственно в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии через службу корреспонденции по адресу: г. Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2.

По поступлении комплекта документов в Росстандарт ответственным должностным лицом осуществляется проверка содержания представленных документов на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, по результатам которой в случае положительной резолюции в отношении регистрации системы добровольной сертификации в Едином реестре осуществляется включение сведений о Системе в информационную базу данных Единого реестра.

По результатам включения сведений о системе добровольной сертификации в Единый реестр заявителю (владельцу Системы) направляется уведомление о регистрации соответствующей Системы в Едином реестре с приложением оригиналов основополагающих документов Системы с указанием номера и даты регистрации Системы в Едином реестре при предоставлении документов на бумажном носителе.

В свою очередь, в случае выявления несоответствия комплектации представленных документов или несоответствия установленных этими документами положений требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в адрес заявителя направляется аргументированное уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации и необходимости доработки документов с приведением выявленных несоответствий, подлежащих устранению.

Дополнительно с информацией о порядке регистрации систем добровольной сертификации в Едином реестре заинтересованные лица могут на официальном сайте Росстандарта в разделе «Деятельность – Подтверждение соответствия – Добровольное подтверждения соответствия» по следующей ссылке:

https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement

Предоставление информации о технических условиях

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) технические условия (далее – ТУ) – документ по стандартизации, вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

Статьей 4 Федерального закона установлен принцип доступности информации о документах по стандартизации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2018 г. № 1033-ст с 1 июля 2019 года введен в действие ГОСТ Р 1.18-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации», который устанавливает правила формирования и ведения реестра технических условий на продукцию и правила получения информации реестра пользователями.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 1.18-2018 формирование реестра ТУ следует осуществлять на основе информации, представленной в каталожных листах продукции, которые предприятия–изготовители продукции добровольно заполняют и представляют в государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний (далее – ЦСМ) по месту своего нахождения в соответствии с положениями ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (пункт 4.11), ГОСТ Р 1.3-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению» и ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению».

В соответствии с разделом 6 ГОСТ Р 1.18-2018 для свободного доступа пользователей информация о ТУ, представленная в реестре, размещена на сайте http://prodrf.gostinfo.ru/. Кроме того, по запросам пользователей информация реестра ТУ может быть представлена на бумажных и электронных носителях в виде информационного указателя «Технические условия», издание которого распространяется по подписке. Услуги по поиску необходимых для пользователя ТУ, а также данных о выпускаемой по ТУ продукции, могут оказываться ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и ЦСМ.

В случае отсутствия ТУ в реестре информацию о них можно получить у предприятия–изготовителя.

Получение добровольного сертификата

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Росстандарт не наделен полномочиями по осуществлению работ по подтверждению соответствия, включая выдачу сертификатов соответствия.

Наряду с вышеизложенным сообщаем, что в соответствии с указанным Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии на Росстандарт возложены полномочия по ведению Единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации (далее – Единый реестр).

Государственная услуга по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации предоставляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации».

При этом обращаем внимание, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании Росстандарт не обладает полномочиями по осуществлению контроля за системами добровольной сертификации, зарегистрированными в Едином реестре, вследствие чего ведение реестров сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках каждой конкретной системы, формирование структуры и состава их участников, определение порядка проведения работ в рамках этих систем не входят в сферу компетенций Росстандарта, а относятся к компетенции организаций – держателей этих Систем. Указанные параметры регламентируются утвержденными держателем каждой конкретной системы добровольной сертификации Правилами функционирования.

Ознакомиться с перечнем зарегистрированных в Едином реестре систем добровольной сертификации, функционирующих в интересующей области, а также с контактными данными организаций-держателей систем добровольной сертификации для уточнения информации о сертификации и выданных в рамках этих систем сертификатах соответствия заинтересованные лица могут в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, размещенном на официальном сайте Росстандарта по следующей ссылке:

https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr.

Также сообщаем, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, который определен статьей 2 настоящего Федерального закона как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

Подробная информация об аккредитованных органах по сертификации размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (www.fsa.gov.ru) в разделе «Реестры».

Предоставление отказного письма/ запрос о получении письма о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации

Согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Росстандарт не наделен полномочиями по предоставлению и выдаче документов, в которых устанавливается форма подтверждения соответствия конкретной продукции.

Учитывая действующий международный Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательному подтверждению соответствия на соответствие требованиям безопасности подлежит исключительно готовая продукция, которая является объектом технического регулирования и подлежит обращению на территории Союза, в том числе Российской Федерации.

Перечень такой продукции устанавливается техническими регламентами, решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620, утверждающим единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982, утверждающим единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее – перечни).

Во исполнение п. 3 постановления № 982 Федеральным агентством  по техническому регулированию и метрологии на основе единых перечней продукции обеспечена публикация информации:

о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия,
с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования;

о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Опубликованный на сайте Росстандарта документ содержит информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия,
с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, представленную в двух частях по двум формам подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. Внутри каждой части информация сгруппирована по разделам в соответствии со сферой ведения федеральных органов исполнительной власти в формате, содержащем наименование объекта, код позиции объекта по Общероссийскому классификатору продукции.

Определение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно. До 1 января 2019 года эта норма устанавливалась постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», с 1 января 2019 года – постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2016 г. № 487 «О первоочередных мерах, направленных на создание государственной интегрированной информационной системы «Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации», с 7 июня 2019 года – постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2019 г. № 733 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации».

Дополнительно сообщаем, что согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Росстандарт не наделен полномочиями по предоставлению разъяснений о возможности и порядке применения кодов общероссийских классификаторов продукции.

Информация о применении общероссийских классификаторов, закрепленных за Минэкономразвития России, опубликована на официальном сайте Министерства:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

Принимая во внимание вышеуказанное, для уточнения принадлежности интересующей продукции к перечням продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия согласно действующему законодательству Российской Федерации, рекомендуем воспользоваться вышеуказанной информацией, приведенной на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в свободном доступе заинтересованных лиц.

Дополнительно информируем, что перечень действующих технических регламентов Таможенного союза, в соответствии с требованиями которых проводится обязательное подтверждение соответствия продукции, и план разработки технических регламентов Таможенного союза представлены на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), информация об утвержденных технических регламентах Российской Федерации – на официальном сайте Правительства Российской Федерации (government.ru).

По вопросу получения официальных разъяснений о применении технических регламентов Союза, национальных технических регламентов и перечней продукции, а также требований законодательства Российской о техническом регулировании рекомендуем обратиться в Минпромторг России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438,  функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования.

 Таким образом, при наличии классификационных кодов для уточнения информации по предмету Вашего обращения считаем целесообразным обратиться в вышеуказанный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Также сообщаем, что Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия, термин «отказное письмо» не регламентирован.

Возможность предоставления указанного «отказного письма» не закреплена в нормативно-правовом поле Российской Федерации.

Предоставление информации в части разъяснений применения стандарта

Разъяснение по применению стандарта можно получить в течение 30 дней с момента направления письменного обращения в Росстандарт Обращение заинтересованного лица направляется в Росстандарт официальным письмом на адрес электронной почты info@rst.gov.ru или почтовый адрес 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.
Направить обращение возможно на официальном сайте Росстандарта (www.rst.gov.ru). Для этого необходимо в разделе «Работа с гражданами», выбрать «Задать вопрос». https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/feedback/faq/question
При возникновении вопросов, касающихся применения интересующего Вас стандарта, возможно направить обращение в адрес профильного технического комитета за которым закреплен данный стандарт.
С информацией о профильных технических комитетах по стандартизации можно ознакомиться на официальном сайте Росстандарта по ссылке:
https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/standardization/techcom.

Предоставление приказов об утверждении стандартов

Вся актуальная и необходимая информация в части утверждения стандартов (номер приказа, утвержденный (принятый) стандарт, отмененный стандарт (взамен), дата введения в действие) размещается в уведомлениях на сайте Росстандарта (Деятельность / Стандартизация / Уведомления / Уведомления об утверждении национальных стандартов) по следующей ссылке: http://standard.gost.ru/wps/portal/!ut/p/c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gLHzeXUFNLYwMLD1dLA09vR39DD68g42B_U_2CbEdFAANHh94!/

Предоставление информации о месте размещения текстов стандартов

Тексты стандартов доступны для ознакомления на сайте Росстандарта по следующей ссылке: http://protect.gost.ru/default.aspx.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 522 «Об утверждении Порядка первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текст документа национальной системы стандартизации подлежит официальному опубликованию в течение 30 дней со дня утверждения (принятия) документ.

«Применение положений ГОСТ 30515-2013 «Цементы. общие технические условия» в части обозначения количества цемента»

Как определить необходимость обязательного подтверждения соответствия той или иной продукции в форме обязательной сертификации или в форме принятия декларации о соответствии системы сертификации ГОСТ Р?

Для определения необходимости обязательного подтверждения соответствия в системе сертификации ГОСТ Р следует воспользоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». 
С текстом Постановления и актуальными перечнями продукции, находящейся в ведении Росстандарта, Вы можете ознакомиться на сайте Росстандарта 
Также за подробными разъяснениями по вопросам обязательного подтверждения соответствия в системе сертификации ГОСТ Р Вы можете обратиться в подведомственные Росстандарту научно-исследовательские институты ОАО "ВНИИС" или ФГУП "ВНИИНМАШ".
По вопросам обязательного подтверждения соответствия продукции, подпадающей под действие Технических регламентов Таможенного союза, следует обращаться в Евразийскую Экономическую Комиссию .

Как и где можно подтвердить экологический класс автомобиля, ввозимого в Россию? Возможно ли доработка автомобиля для улучшения экологического класса?

Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609, установлено, что соответствие автомобильной техники требованиям указанного регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 1 января 2014 г. действуют технические нормативы выбросов для экологического класса 5.
Сертификаты соответствия оформляют аккредитованные Федеральной службой по аккредитации органы по сертификации, сведения о которых размещены на сайте www.fsa.gov.ru . 
Внесение изменений в конструкцию приобретенного автомобиля для изменения его экологического класса техническим регламентом не предусмотрено. Это обусловлено тем, что вне испытательного полигона невозможно провести в полном объеме необходимые испытания переоборудования автомобиля, которые предусмотрены Правилами ЕЭК ООН, включенными в технический регламент. 

Произведено переоборудование автомобиля с заменой некоторых узлов и агрегатов. Что надо сделать для легализации внесенных изменений в конструкцию?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 утвержден технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». 
В пунктах 79 - 83 технического регламента установлено, что оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, с оформлением Свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Такая процедура регламентируется Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Госавтоинспекции МВД России, который утвержден приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 (с изменениями от 19 марта 2004 г. и 19 февраля 2007 г.). Организации, уполномоченные проводить эту работу, определяются Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (далее – ГУОБДД МВД России).
В соответствии с пунктом 102 технического регламента государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных указанным техническим регламентом требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации на территории Российской Федерации, осуществляет МВД России. 

Самостоятельно собрал автомобиль (мотоцикл). Как его зарегистрировать в ГИБДД?

Оценка соответствия единичных транспортных средств, в том числе изготовленных в результате индивидуального технического творчества, перед их выпуском в обращение должна проводиться в соответствии с положениями пунктов 66 – 75 и требованиями приложения № 5 к техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств», который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 706. Для такого транспортного средства необходимо оформление Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, сведения о котором заносятся в паспорт транспортного средства.
Перед оформлением Свидетельства необходимо получение сертификата соответствия по техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утвержден 
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609. Сведения о наличии такого сертификата приводятся в вышеуказанном Свидетельстве. С 1 января 2010 г. в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, действуют технические нормативы выбросов экологического класса 4.
Сертификаты оформляют органы по сертификации, а Свидетельство может быть получено в любой аккредитованной испытательной лаборатории, которая имеет соответствующие полномочия. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий проводит Федеральная служба по аккредитации Минэкономразвития России. Официальный сайт с базой данных аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий - www.fsa.gov.ru. www.fsa.gov.ru.

Как поступить на федеральную государственную гражданскую службу?

Поступление на федеральную государственную гражданскую службу осуществляется по конкурсу в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Кто несет ответственность за несоблюдение требований технических регламентов? Какова данная ответственность?

      Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов несут как изготовитель, так и исполнитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

      Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов установлена в статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрен административный штраф на граждан до 5 тыс. руб., для должностных лиц - до 40 тыс. руб., для индивидуального предпринимателя - до 50 тыс. руб., для юридического лица до 1 млн. руб.

      За нарушение требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту статьей 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ответственность:

      за нарушения, не связанные с характеристиками топлива, административный штраф до 400 тыс. руб.;

      за нарушения в части характеристик топлива -1% от оборота, но не менее 500 тыс. руб. (за первое правонарушение); 3% от оборота, но не менее 2 млн. руб. (за повторные правонарушения).

Где можно взять реквизиты для оплаты регистрации системы добровольной сертификации?

Образец платежного поручения размещены с информационной системе общего пользования:

или

Через официальный Интернет-сайт Росстандарта, через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети Интернет www.gosuslugi.ru

Какой комплект документов надо представлять для регистрации системы добровольной сертификации?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 (п. 28 Административного регламента) необходимо представление организацией, создавшей систему добровольной сертификации, в Росстандарт следующих документов:
а) заявление, в котором указываются:
для юридических лиц - полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, на русском языке и адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество на русском языке, место жительства в Российской Федерации (указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);
сведения об оплате регистрации системы добровольной сертификации - наименование кредитной организации (наименование и номер ее филиала и дополнительного офиса), дата исполнения платежа, номер платежного поручения;
б) Правила функционирования системы добровольной сертификации (один оригинал и одна копия), устанавливающие:
перечень объектов, подлежащих сертификации, и характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация этих объектов;
правила выполнения предусмотренных этой системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты;
состав участников системы добровольной сертификации;
в) документ, утверждающий изображение знака соответствия системы добровольной сертификации и порядок его применения, если применение такого знака предусматривается системой добровольной сертификации (один оригинал и одна копия).
Подтверждение факта оплаты Росстандарт получает от Федерального казначейства через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Консультацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить путем обращения в письменной форме: stand@gost.ru

Как оформить документы системы добровольной сертификации для представления на регистрацию?

Требования к документам, представляемым на регистрацию системы добровольной сертификации, и рекомендации по их содержанию и форме, изложены в:

  • Административном регламенте предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, утвержденном приказом Минпромторга России от 10.10.2012 № 1440; 
  • Рекомендации по стандартизации Р 50.1.052-2005 "Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации", утвержденные приказом Росстандарта от 25.02.2005 № 27-ст.


Консультацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить путем обращения :

  • в письменной форме,в электронной форме - по электронной почте stand@gost.ru, через официальный Интернет-сайт Росстандарта;
  • через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети Интернет www.gosuslugi.ru.

Какие организации - представители Росстандарта осуществляют государственный метрологический надзор?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 16.04.2012 № 418 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора" государственный метрологический надзор осуществляют межрегиональные территориальные управления Росстандарта (сокращенно - МТУ Росстандарта).
Информация о территориальных органах Росстандарта опубликована:
http://www.gost.ru/wps/portal/pages/about?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/gostru/aboutagency/territorialorgans

Какими документами регламентируется процесс проведения проверки в области государственного метрологического надзора?

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного метрологического надзора:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 246 "Об осуществлении государственного метрологического надзора";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
приказ Минпромторга России от 16.04.2012 № 418 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению федерального государственного метрологического надзора".

Как можно получить информацию о соблюдении требований технических регламентов? Как осуществляется информирование?

Государственная услуга "Информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов" предоставляется Росстандартом в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минпромторга России от 29.02.2012 № 190.
Публичное информирование осуществляется через официальный сайт Росстандарта http://www.gost.ru и http://sinatra-gost.ru/list 
Для организации публичного информирования неограниченному кругу лиц с 1 июля 2012 г. введена в эксплуатацию единая автоматизированная информационная система сбора и обработки информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.
При информировании по личным и письменным обращениям в адрес заявителя направляется ответ в сроки, определенные административным регламентом.
Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Заинтересованные лица могут также воспользоваться доступом к ресурсу через главную страницу сайта Росстандарта.

Куда можно сообщить о случае причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов?

С целью сбора информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов Росстандартом разработана и в эксплуатацию с 1 июля 2012 г. единая автоматизированная информационная система сбора и обработки информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов.
Свободный и бесплатный доступ всех заинтересованных лиц обеспечен через сайт Росстандарта http://sinatra-gost.ru/form
Заинтересованные лица могут также воспользоваться доступом к ресурсу через главную страницу сайта Росстандарта

Основные задачи в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства?

Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:

  • осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;
  • осуществление государственного метрологического контроля и надзора до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;
  • сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.

Какие организации - представители Росстандарта осуществляют государственный контроль (надзор)?

В соответствии с приказом Минпромторга России от 03.10.2012 № 1409 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов" государственный контроль (надзор) осуществляют межрегиональные территориальные управления Росстандарта (сокращенно - МТУ Росстандарта).
Информация о территориальных органах Росстандарта опубликована:

http://www.gost.ru/wps/portal/pages/about?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/gostru/aboutagency/territorialorgans

Какими документами регламентируется процесс проведения проверки в области государственного контроля (надзора)?

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора):
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ;
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан";
постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
приказ Минпромторга России от 03.10.2012 № 1409 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов".

Последнее обновление: 12 апреля 2022 г., 15:51

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International