В 2019 году Росстандарт согласовал отзыв около 650 тысяч автомобилей

9 января 2020 г., четверг

Росстандарт, являющийся органом государственного надзора за конструктивной безопасностью автомобилей*, в 2019 году согласовал 139 программ мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда при эксплуатации транспортных средств. Общее количество отозванных транспортных средств составило 649 594 единицы. Всего с 2015 года, когда Росстандарт начал активно развивать механизмы отзыва автомобилей, под отзыв попало более 3,5 миллионов единиц транспортных средств.

Любое нарушение – конструктивное или технологическое – является значимым фактором, который в процессе эксплуатации техники может принести вред жизни и здоровью граждан. Причинами отзывов становятся несоответствия, выявленные как автопроизводителями самостоятельно, так и в результате испытаний, проводимых Росстандартом в рамках госнадзора.  

В числе транспортных средств с дефектами оказываются представители всех сегментов – от бюджетных до премиальных. Например, только в декабре компания Renault отозвала более 78 тысяч автомобилей из-за возможного внезапного открытия капота во время движения из-за обрыва петли замка капота. Toyota отозвала более 84 тысяч автомобилей из-за подушек безопасности ТАКАТА, оснащенных определенным типом газогенератора. В результате существует вероятность некорректного срабатывания подушки безопасности водителя или переднего пассажира при аварии. Subaru – более 39 тысяч автомобилей из-за газообразного силикона, который может проникать в корпус выключателя стоп-сигналов и приводить к нарушению проводимости. Nissan пришлось отозвать почти 162 тысячи автомобилей из-за подушек безопасности пассажира.

Среди отозванных транспортных средств в 2019 году также фигурировали мотоциклы Yamaha, Harley-Davidson и снегоходы Ski-Doo. Общее количество отозванных мотоциклов и снегоходов составило 1 080 единиц.

Выявленные дефекты устраняются в рамках согласованных Росстандартом отзывных программ исключительно за счет автопроизводителей. А сами программы не имеют срока давности – появляющиеся в некоторых источниках утверждения, что программы действуют определенное количество лет, ошибочны. В любой момент автолюбитель может обратиться за проведением ремонтных работ и получить необходимые услуги бесплатно.

Несмотря на широкое информирование о начале отзывной кампании, существуют проблемы с доведением соответствующей информации до всех владельцев транспортных средств, подпадающих под отзывы. Это может быть связано со сменой владельцев таких автомобилей, отсутствием их контактных данных у дилерских центров, недоведением такой информации через СМИ до конкретных собственников.

Для решения этой задачи на сайте Росстандарта 1 ноября 2019 года появился интерактивный поиск (easy.gost.ru), позволяющий по VIN-номеру транспортного средства определить, подпадает ли оно под отзыв. Интерактивный поиск является открытым для всех пользователей сервисом, и любой посетитель сайта может свободно им воспользоваться. Также для заинтересованных организаций в открытом доступе имеется весь реестр отозванных транспортных средств, размещенный в форме набора открытых данных (easy.gost.ru/opendata). Реестр обновляется автоматически и содержит данные, которые могут быть использованы при разработке некоммерческих сервисов.

Запуск ресурса стал первым этапом проекта по информированию автовладельцев в режиме интерактивного поиска. На втором этапе в 2020 году Росстандартом планируется создать сервис личного кабинета для производителей (поставщиков) транспортных средств. Автопроизводители получат единый инструмент для информирования Росстандарта и автовладельцев о новых отзывных кампаниях, а также для отчетности о ходе реализации программ по устранению неисправностей.

Кроме того, в 2019 году между Росстандартом и «Яндекс.Вертикали» подписано Соглашение, в рамках которого начата оперативная передача информации об отзываемых автомобилях для размещения на сервисе Auto.ru. Также в декабре прошлого года первые записи об отзыве автомобилей были занесены в систему «Электронных паспортов транспортных средств».

Развитие системы отзывов продукции является важным механизмом в повышении конструктивной безопасности выпускаемых на российский рынок автомобилей. В 2020 году Росстандарт продолжит работу по повышению эффективности системы. Помимо развития упомянутого сервиса интерактивного поиска, в этом году в ведомстве планируется утвердить специальный ГОСТ по критериям и механизмам отзыва автомобилей. Разработка и утверждение такого стандарта является беспрецедентными в мировой практике, поскольку единственным нормативным документом, касающимся отзывов, остается стандарт ГОСТ Р ИСО 10393-2014 «Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков», направленный на все группы продукции без установления специфики.

«Выстраиваемая система отзыва автомобилей, направленная на устранение выявленных нарушений, является важным элементом достижения задачи по повышению безопасности техники. Это, в свою очередь, служит достижению цели исключить смертность на дорогах, поставленной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в мае 2018 года.** К настоящему времени Росстандарту удалось создать эффективную систему взаимодействия с автопроизводителями. Теперь нам предстоит повысить эффективность механизмов, в том числе точечных, по доведению информации об отзывах до автовладельцев», – отметил замглавы Росстандарта Алексей Кулешов.

Справочно:

*В рамках реализации положений статей 37-39 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании», регулирующих взаимоотношения органов государственного надзора с изготовителями в случаях получения информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов.

** Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International